Тренинг социально-бытовых навыков
Васильева Л.Л. – специалист по социальной работе.
Психически больные с длительными сроками пребывания в стационаре, с госпитализмом социально-дезадаптированные хронические психически-больные
Формирование (восстановление) навыков самообслуживания; формирование (восстановление) умений ориентироваться в наиболее типичных житейских ситуациях
- знакомство
- правильное питание
- правильное использование бытовых приборов
- экономия и распределение денежных средств
- правила поведения в экстренных ситуациях
- порядок в квартире
- подарки
Улучшение социальных и психологических навыков межличностного взаимодействия
Васильева Л.Л. – специалист по социальной работе, Пуговкина С.А. – психолог
Пациенты, страдающие шизофренией с формированием эмоционально-волевого дефекта.
Расширение социальной направленности и социальной регуляции за счет развития навыков активного общения, инициативы, опосредования деятельности социальным опытом, общественными правилами и нормами.
- знакомство, формирование мотивации к посещению занятий
- обучение навыкам вступления в разговор
- обучение умению делать и принимать комплименты
- роль невербального общения
- обучение открытым жестам и мимике
- правила поведения в обществе
- правила поведения во время спора
- разговор по телефону
- правила написания письма
Творческое самовыражение
Гатауллина А.Ф. – психолог
Пациенты, находящиеся в ремиссии с легко выраженными дефицитарными симптомами.
Психотерапия творческим самовыражением с элементами ИЗО для увеличения коммуникативной активности в групповом взаимодействии и опосредованного выражения внутренних конфликтов.
- заинтересовать в себе других участников, научиться слушать других и формулировать собственное мнение
- проведение аналогии между собой в детстве и в зрелом возрасте
- научиться озвучивать свои мечты и желания, определять цели
- научиться понимать и отмечать положительные качества собеседника
- размышление и выработка общего мнения при работе в группе
- найти плюсы во временах года, периодах жизни, жизненной ситуации
- научиться свободно фантазировать
- научиться высказывать свое мнение и давать эмоциональный отклик
Развитие коммуникативных навыков
Перевозчикова В.М., психолог
Пациенты старше 15 лет, имеющие проблемы в межличностном взаимодействии.
Осознание и оптимизация самооценки, развитие волевых качеств и групповой сплоченности, познание различных стратегий поведения в конфликте.
- «Зачем мы здесь собрались?»
- общение без слов
- доверие в общении
- эмоции и чувства
- затруднительные ситуации
- причины возникновения конфликта и пути разрешения
- закрепление навыков конструктивного стиля поведения
- ассертивность
Улучшение коммуникативных способностей и навыков общения
Богданова Л.В., психолог
Пациенты, страдающие шизофренией преимущественно когорты первого психотического эпизода, амбулаторные пациенты.
Обучение приемам саморегуляции, переориентировка «я» с позиции бездействия на позицию взаимодействия с социальной средой, осознание состояния своего здоровья, изменение отношения к болезни с развитием уважения к своей личности.
- развитие групповой сплоченности и формирование установки на взаимопонимание
- развитие взаимодействия между членами группы, определение способов саморегуляции
- осознание болезни, взаимодействие с социальной средой, приобретение навыков конструктивного поведения
- взгляд на болезнь со стороны, избавление от комплексов, связанных с болезнью
- принятие заболевания, художественная проекция болезни, переосмысление проблем, связанных с болезнью
- раскрытие и понимание особенностей взаимодействия с членами семьи (коллегами)
- Переориентировка с бездействия на позицию взаимодействия с социальной средой
- общение за круглым столом, чаепитие, обсуждение тренинга
Стационарная групповая терапия по И. Ялому
Гатауллина А.Ф., психолог
Низкоуровневые (психотические, с регрессией) пациенты стационарной когорты.
Помочь пациентам научиться общаться с другими людьми, справляться с тревогой и застенчивостью, выражать свои чувства посредством структурированных упражнений, направленных на самораскрытие, сочувствие, рефлексию, снятие напряжения.
- самораскрытие
- эмпатия
- взаимодействие «здесь и сейчас»
- дидактическое обсуждение
- личностное совершенствование
- снижение напряжения
- саморефлексия, подведение итогов тренинга
Развитие навыков рефлексии и коммуникативной компетентности, освоение конструктивных методов общения у подростков
Богданова Л.В., психолог
Ранний подростковый период (10-15 лет), мальчики, находящиеся на лечении в детском стационарном отделении.
Развитие у подростков навыков рефлексии и коммуникативной компетентности, освоение конструктивных методов общения.
- знакомство, групповая сплоченность, навыки совместной работы
- Развитие мотивации к позитивным изменениям в группе, умения выражать свои потребности и принимать потребности окружающих
- развитие навыков сотрудничества
- развитие навыка выражать собственные чувства и мысли, умение находить решение в трудных ситуациях
- развитие навыков разрешения конфликтов
- определение своего места и назначения в группе
- закрепление атмосферы взаимоуважения, умение выражать симпатию
Модификация поведения подростков
Ежова М.В., психолог
Подростки 13-18 лет с нарушениями поведения.
Помочь ощутить единение с группой, вселить надежду, показать, что значит уважение, помочь научиться ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения, научить сочувствию, справляться со стрессами, страхами, гневом.
- снижение уровня личностной тревожности
- формирования осознания собственных эмоций, чувств других людей, развитие эмпатии
- развитие позитивной самооценки
- коррекция, направленная на обучение отреагированию своего гнева приемлемыми способами и на отреагирование всей ситуации в целом, развитие контроля над деструктивными эмоциями
- управление гневом
Давай дружить
Логинова Н.В., психолог
Младшие и средние школьники (дети 7-12 лет), находящиеся на лечении у детского психиатра.
Повышение адаптационных возможностей ребенка, развитие коммуникативных навыков, научиться обращаться со своими чувствами и чувствовать других, правильно выражать свои чувства, развить навыки саморегуляции.
- знакомство (2 занятия)
- правила
- путешествие на машине времени
- путешествие на остров дикарей
- на острове дикарей
- королевство чувств (2 занятия)
- волшебные озера
- театральная школа
- я вижу мир по-своему, ты – по-своему
Формирование навыков уверенного поведения у лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами
Чукавина Т.Ф., психолог
Пациенты отделения пограничных состояний, лица, страдающие невротическими расстройствами.
Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции, анализ сильных и слабых сторон личности направленный на формирование внутренней устойчивости.
- развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание
- Развитие способности самовыражения и самопознания посредством арт-терапии