Тренинг социально-бытовых навыков

Васильева Л.Л. – специалист по социальной работе.

Психически больные с длительными сроками пребывания в стационаре, с госпитализмом социально-дезадаптированные хронические психически-больные

Формирование (восстановление) навыков самообслуживания; формирование (восстановление) умений ориентироваться в наиболее типичных житейских ситуациях

  • знакомство
  • правильное питание
  • правильное использование бытовых приборов
  • экономия и распределение денежных средств
  • правила поведения в экстренных ситуациях
  • порядок в квартире
  • подарки

Улучшение социальных и психологических навыков межличностного взаимодействия

Васильева Л.Л. – специалист по социальной работе, Пуговкина С.А. – психолог

Пациенты, страдающие шизофренией с формированием эмоционально-волевого дефекта.

Расширение социальной направленности и социальной регуляции за счет развития навыков активного общения, инициативы, опосредования деятельности социальным опытом, общественными правилами и нормами.

  • знакомство, формирование мотивации к посещению занятий
  • обучение навыкам вступления в разговор
  • обучение умению делать и принимать комплименты
  • роль невербального общения
  • обучение открытым жестам и мимике
  • правила поведения в обществе
  • правила поведения во время спора
  • разговор по телефону
  • правила написания письма

Творческое самовыражение

Гатауллина А.Ф. – психолог

Пациенты, находящиеся в ремиссии с легко выраженными дефицитарными симптомами.

Психотерапия творческим самовыражением с элементами ИЗО для увеличения коммуникативной активности в групповом взаимодействии и опосредованного выражения внутренних конфликтов.

  • заинтересовать в себе других участников, научиться слушать других и формулировать собственное мнение
  • проведение аналогии между собой в детстве и в зрелом возрасте
  • научиться озвучивать свои мечты и желания, определять цели
  • научиться понимать и отмечать положительные качества собеседника
  • размышление и выработка общего мнения при работе в группе
  • найти плюсы во временах года, периодах жизни, жизненной ситуации
  • научиться свободно фантазировать
  • научиться высказывать свое мнение и давать эмоциональный отклик

Развитие коммуникативных навыков

Перевозчикова В.М., психолог

Пациенты старше 15 лет, имеющие проблемы в межличностном взаимодействии.

Осознание и оптимизация самооценки, развитие волевых качеств и групповой сплоченности, познание различных стратегий поведения в конфликте.

  • «Зачем мы здесь собрались?»
  • общение без слов
  • доверие в общении
  • эмоции и чувства
  • затруднительные ситуации
  • причины возникновения конфликта и пути разрешения
  • закрепление навыков конструктивного стиля поведения
  • ассертивность

Улучшение коммуникативных способностей и навыков общения

Богданова Л.В., психолог

Пациенты, страдающие шизофренией преимущественно когорты первого психотического эпизода, амбулаторные пациенты.

Обучение приемам саморегуляции, переориентировка «я» с позиции бездействия на позицию взаимодействия с социальной средой, осознание состояния своего здоровья, изменение отношения к болезни с развитием уважения к своей личности.

  • развитие групповой сплоченности и формирование установки на взаимопонимание
  • развитие взаимодействия между членами группы, определение способов саморегуляции
  • осознание болезни, взаимодействие с социальной средой, приобретение навыков конструктивного поведения
  • взгляд на болезнь со стороны, избавление от комплексов, связанных с болезнью
  • принятие заболевания, художественная проекция болезни, переосмысление проблем, связанных с болезнью
  • раскрытие и понимание особенностей взаимодействия с членами семьи (коллегами)
  • Переориентировка с бездействия на позицию взаимодействия с социальной средой
  • общение за круглым столом, чаепитие, обсуждение тренинга

Стационарная групповая терапия по И. Ялому

Гатауллина А.Ф., психолог

Низкоуровневые (психотические, с регрессией) пациенты стационарной когорты.

Помочь пациентам научиться общаться с другими людьми, справляться с тревогой и застенчивостью, выражать свои чувства посредством структурированных упражнений, направленных на самораскрытие, сочувствие, рефлексию, снятие напряжения.

  • самораскрытие
  • эмпатия
  • взаимодействие «здесь и сейчас»
  • дидактическое обсуждение
  • личностное совершенствование
  • снижение напряжения
  • саморефлексия, подведение итогов тренинга

Развитие навыков рефлексии и коммуникативной компетентности, освоение конструктивных методов общения у подростков

Богданова Л.В., психолог

Ранний подростковый период (10-15 лет), мальчики, находящиеся на лечении в детском стационарном отделении.

Развитие у подростков навыков рефлексии и коммуникативной компетентности, освоение конструктивных методов общения.

  • знакомство, групповая сплоченность, навыки совместной работы
  • Развитие мотивации к позитивным изменениям в группе, умения выражать свои потребности и принимать потребности окружающих
  • развитие навыков сотрудничества
  • развитие навыка выражать собственные чувства и мысли, умение находить решение в трудных ситуациях
  • развитие навыков разрешения конфликтов
  • определение своего места и назначения в группе
  • закрепление атмосферы взаимоуважения, умение выражать симпатию

Модификация поведения подростков

Ежова М.В., психолог

Подростки 13-18 лет с нарушениями поведения.

Помочь ощутить единение с группой, вселить надежду, показать, что значит уважение, помочь научиться ясно мыслить, исследовать и анализировать, принимать решения, научить сочувствию, справляться со стрессами, страхами, гневом.

  • снижение уровня личностной тревожности
  • формирования осознания собственных эмоций, чувств других людей, развитие эмпатии
  • развитие позитивной самооценки
  • коррекция, направленная на обучение отреагированию своего гнева приемлемыми способами и на отреагирование всей ситуации в целом, развитие контроля над деструктивными эмоциями
  • управление гневом

Давай дружить

Логинова Н.В., психолог

Младшие и средние школьники (дети 7-12 лет), находящиеся на лечении у детского психиатра.

Повышение адаптационных возможностей ребенка, развитие коммуникативных навыков, научиться обращаться со своими чувствами и чувствовать других, правильно выражать свои чувства, развить навыки саморегуляции.

  • знакомство (2 занятия)
  • правила
  • путешествие на машине времени
  • путешествие на остров дикарей
  • на острове дикарей
  • королевство чувств (2 занятия)
  • волшебные озера
  • театральная школа
  • я вижу мир по-своему, ты – по-своему

Формирование навыков уверенного поведения у лиц с пограничными нервно-психическими расстройствами

Чукавина Т.Ф., психолог

Пациенты отделения пограничных состояний, лица, страдающие невротическими расстройствами.

Отработка навыков уверенного поведения и саморегуляции, анализ сильных и слабых сторон личности направленный на формирование внутренней устойчивости.

  • развитие саморефлексии, формирование установки на самопознание
  • Развитие способности самовыражения и самопознания посредством арт-терапии