Депрессия у детей и подростков

⭕Депрессия у детей и подростков — не просто плохое настроение, это серьезное эмоциональное расстройство, накладывающее отпечаток на развитие ребенка, его самочувствие, качество жизни.

🔴Причины депрессивных расстройств у детей и подростков.
🔹проблемы семейных взаимоотношений, а также неполные семьи, семьи, где кто-то из родителей (а может, и оба) злоупотребляет спиртными напитками или употребляет наркотики;
🔹чрезмерная опека родителей;
🔹проблемы, связанные со школой. Обиды, поражения, полученные в стенах школы, могут стать причиной депрессии у ребенка или подростка;
🔹гормональная перестройка в подростковый период: изменения во внешности, в функционировании организма, сопутствующие этому, в сочетании с воздействием других факторов также могут спровоцировать появление депрессивных расстройств;
🔹генетическая предрасположенность к депрессии (эндогенная депрессия): часть людей, и подростков в том числе, предрасположены к развитию депрессии, эта предрасположенность заложена в генах.

🔴Симптомы депрессии в детском и подростковом возрасте.

Проявления депрессии могут быть общими:
🔹внешние изменения в виде понурой и напряжённой позы, грустного выражения лица, беспокойного или потухшего взгляда;
🔹нарушение сна;
🔹нарушение аппетита;
🔹частые заболевания.

🔴Но есть и характерные для определённого возрастного периода особенности.

⭕В первые годы жизни основной причиной возникновения депрессии у ребенка является разлука с матерью. После полугода у ребенка формируется выраженная привязанность к родителям, особенно к матери, и малыш враждебно реагирует на попытки разделить его с ними. Это может проявляться как однообразным безрадостным настроением, медлительностью, вялостью, безучастностью, так и беспричинным беспокойством, капризностью, плаксивостью, негативизмом. Но всё же, у детей эмоциональные проявления депрессии выражены слабо, на первое место выходят двигательные, вегетативные расстройства.
⭕В дошкольном возрасте могут возникать различные жалобы (болит голова, живот, горло и т. д.), хотя выраженные проблемы со стороны внутренних органов отсутствуют; появляются нарушения аппетита (он может как снижаться, так и повышаться); меняется и поведение ребенка (например, ласковый и доброжелательный ребенок становится злым и ворчливым, а любознательный и активный – безразличным, чрезмерно послушным). Меняется и характер игры ребенка – игра становится примитивной, теряется интерес к игрушкам, ребенок играет в основном один. Еще одним проявлением является нарушение сна и ночные страхи.
⭕В младшем школьном возрасте депрессивные проявления у детей могут отражаться в замкнутости, вялости, снижении прежних интересов, отказе отвечать на вопросы, бездеятельности, нарушениях внимания и связанных с этим затруднениях в учебе, может появиться энурез. Часто дети в депрессивном состоянии начинают высказывать разнообразные жалобы на свое здоровье, возникает чрезмерная фиксация на своем физическом здоровье, со склонностью к преувеличению своего недомогания. Также ребенок испытывает чувство вины при любых, даже самых малейших неудачах.
⭕Для подросткового периода более характерны следующие особенности:
🔹заниженная самооценка. Подросток может говорить «я хуже всех в классе, я неспособный, у меня ничего не получится» и т. п., могут проявляться суицидальные мысли «Кому я такой нужен? Зачем вы меня родили? Зачем мне жить?».
🔹Подросток становится апатичным, меняется поведение (никуда не ходит, ни с кем не общается, сидит дома, не ищет развлечений), может жаловаться на скуку, становится раздражительным, появляются конфликты с членами семьи.
🔹Изменения в эмоциональном состоянии ведут к затруднениям в обучении — у подростка возникают трудности с сосредоточением, усвоением нового материала, при попытках что-то выучить, быстро сделать, наступает утомление, снижается продуктивность.
🔹Характерны жалобы на ухудшение состояния здоровья, вследствие чего подростки могут залеживаться в постели, пропускать школьные занятия.

👩‍⚕Рекомендации по профилактике депрессий у детей и подростков:
1. Безусловно принимать своего ребенка, укреплять контакты с ребенком.
2. Создавать комфортную обстановку дома.
3. Обеспечивать равноценное отношение к детям, если в семье их несколько, с целью предупреждения чувства ревности.
4. Соблюдать единый подход в воспитании ребенка, развивать у него такие качества как самостоятельность, уверенность в себе.
5. Играть с ребенком, проявлять искренний интерес к увлечениям ребенка, содействовать в занятиях спортом
6. Правильно реагировать на плохое поведение ребенка. Лень, нежелание учиться, грубость часто воспринимаются неправильно, а жесткие дисциплинарные воздействия только усиливает депрессию.
7. Соблюдать режим дня. Для хорошего самочувствия ребенку требуется полноценный ночной сон.
8. Родителям необходимо строго лимитировать время компьютерных игр и общения в виртуальном мире.
9. Обязательно нужно снизить нагрузку на психику, позволяя ребенку отдыхать и заниматься интересными для его возраста делами.

💏🏻Любите своего ребенка, говорите о том, что вы его любите, что он нужен вам, обнимайте своего ребенка, ведь объятия дают чувство нужности, уверенности и защиты.

Внимательное отношение к своему ребенку и своевременная помощь специалистов в области психического здоровья поможет ребенку развиваться, общаться и с уверенностью входить во взрослую жизнь.

✍ Светлана Алексеевна Пуговкина, заведующая отделением медицинской психологии, главный внештатный специалист по медицинской психологии Минздрава Удмуртии