Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма

🔵 2 апреля — Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

🔵 Расстройства аутистического спектра (РАС) – это целая группа различных состояний. Для них характерны определенные трудности с социальным взаимодействием и общением. Другими особенностями являются нетипичные модели действий и поведения, такие как трудности с переходом от одного вида деятельности к другому, сосредоточенность на деталях и необычные реакции на ощущения.

🔵При условии надлежащей поддержки, учета потребностей и благожелательного отношения люди, страдающие этим расстройством, могут пользоваться равными возможностями и полноправно и продуктивно участвовать в жизни общества.

🔵Для аутизма и РАС в первую очередь характерны уникальные особенности в плане социального взаимодействия, нестандартные способы обучения, острый интерес к определенным темам, склонность к ритуальному поведению, сложности в повседневном общении и нестандартный способ обработки информации от органов чувств.

🔵В 2022 году День распространения информации о проблеме аутизма проходит под лозунгом «Обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования для всех».

🔵За последнее десятилетие был достигнут значительный прогресс в расширении доступа к образованию в целом, а также конкретно для людей с аутизмом.

🔵Однако, в 2020 году, когда пандемия COVID-19 распространилась по всему миру, большинство стран объявили о временном закрытии школ, что затронуло более 90% учащихся во всем мире. Особенно сильно пострадали многие учащиеся с аутизмом, и исследования показывают, что на них непропорционально сильно сказалось нарушение распорядка дня, а также услуг и поддержки, на которые они полагаются.

🔵Давайте поговорим о том, как обучать детей с РАС?

🔵Требования к программам описаны в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с РАС. На данный момент существует четыре варианта образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС.

1. Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, не имеющих ОВЗ, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1–4-е классы).
2. Адаптированная образовательная программа основного общего образования. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ОВЗ, в пролонгированные сроки. Сроки обучения: пять лет (1–5-е классы) — для детей, получивших дошкольное образование; шесть лет (1– 6-е классы) — для детей, не получивших дошкольное образование.
3. Адаптированная образовательная программа для учеников с умственной отсталостью. Этот вариант предполагает, что обучающийся с РАС получает образование, которое по содержанию итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников с РАС, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).
4. Специальная индивидуальная программа развития. Данный вариант предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития), получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки. Сроки обучения: шесть лет (1–6-е классы).

‼ Начиная со средней школы дети с РАС учатся по обычному Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).

✍ Вероника Юрьевна Мостовихина, врач-психиатр детского отделения