Амбулаторная психиатрическая помощь детям

Амбулаторная психиатрическая помощь детям

Амбулаторная помощь детям оказывается в г. Ижевске (детское диспансерное отделение) и диспансерных отделениях городов Воткинска, Сарапула, Глазова и Можги (врачи-психиатры детские участковые).

ДЕТСКОЕ ДИСПАНСЕРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (г. Ижевск).

Заведующая отделением – врач-психиатр первой квалификационной категории Татьяна Владимировна Давыдова.

Детское диспансерное отделение оказывает  амбулаторную лечебно-диагностическую, консультативную психиатрическую, психотерапевтическую, психологическую, логопедическую помощь  детям (до 18 лет), проживающим в г. Ижевске, в следующих случаях:

—  наличие отклонений в психическом развитии;

—  решение  вопроса о целесообразности  направления на специализированную медико-социальную экспертизу и осмотр с выдачей заключения перед общей МСЭ;

— медицинский осмотр перед ПМПК;

— медицинский осмотр для поступления в военные образовательные учреждения

— диспансеризация несовершеннолетних;

— медицинский осмотр несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации;

— медицинский осмотр детей, находящихся под опекой.

Сотрудниками отделения осуществляются мероприятия по медицинской профилактике, оказывается методическая помощь педагогам, сотрудникам правоохранительных органов, социальных служб, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Администрации города Ижевска.

 

Организация работы в детском диспансерном отделении.

Отделение принимает детей при личном обращении в сопровождении законных представителей или самостоятельно (с 15 лет), по направлению врачей любой специальности, педагогов школ.

Принцип работы диспансера — территориально-участковый. Прием детей до 15 лет осуществляет врач-психиатр детский, старше 15 и до 18 лет прием ведет подростковый врач. Информацию о враче по участку Вы можете получить на сайте или в регистратуре отделения по телефону 58-61-67.

Запись к врачам детского диспансера осуществляется через портал https://igis.ru или посредством телефонного звонка.

 

Необходимо знать, что при обращении за амбулаторной психиатрической помощью законные представители или сам пациент с 15 лет дает письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (обследование и лечение), согласие на обработку персональных данных.

 

При обращении за амбулаторной психиатрической помощью необходимо иметь следующие документы:

  • Паспорт законного представителя ребенка. От опекуна дополнительно документ, подтверждающий установление опеки.
  • Свидетельство о рождении ребенка (с 14 лет паспорт).
  • СНИЛС ребенка.
  • Медицинский полис ребенка.
  • Выписку из амбулаторной карты детской поликлиники ( в т.ч. результаты обследования у специалистов: невролога, окулиста, оториноларинголога)
  • Характеристику на ребенка из образовательной организации (школа, детский сад).
  • Направление с указанием цели консультации (при наличии)

Документы, необходимые для консультации психиатра по направлению психолого-медико-педагогической комиссии

Направление ПМПК  с указанием цели консультации оригинал и 1 копия
Свидетельство о рождении (или паспорт для детей от 14 лет) оригинал и 1 копия

 

Паспорт родителя или иного законного представителя оригинал и 1 копия
Медицинский полис ОМС ребенка оригинал
Подробная выписка из истории развития ребенка от врача-педиатра, заверенная лечебным учреждением по месту жительства 1 копия

 

Для детей с нарушением слуха (дополнительно):

Справка от врача отоларинголога

1 копия
Для детей с нарушением зрения (дополнительно):

Справка от врача офтальмолога

1 копия
Психолого-педагогическая характеристика из образовательного учреждения, заверенная руководителем 1 копия
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (при его наличии) 1 копия
Детские работы, рабочие тетради, дневник и т.д.

 

 В каких случаях необходимо обращаться к детскому психиатру?

Ранний возраст (до 3 лет)

  1. Ребенок не реагирует на яркие игрушки, голос, улыбку и присутствие матери, избегает телесного контакта, не реагирует на мокрые пеленки, может подолгу находиться один, не привлекая внимания.
  2. Избирательность и сужение пищевого рациона до одного-двух продуктов, поедание несьедобного.
  3. Наличие стереотипного поведения: «Манежный бег», или бег по кругу, потряхивание кистей рук, раскачивания, кручение веревочек, тряпочек, выстраивание игрушек и других предметов в определенном порядке и т.п.
  4. Утрата ранее приобретённых навыков и функций. Откат назад может быть реакцией на стрессовую ситуацию, а может оказаться дебютом психического заболевания. Важный фактор таких изменений – внезапность.
  5. Нежелание менять маршрут прогулки, обстановку в комнате, одежду, протест против всего нового.
  6. Игра долгое время остается примитивной (пересыпание, переливание, постукивание предметом о предмет). Сюжетная игра не развивается.
  7. Малыш не проявляет интереса к людям. Во время прогулки старается увести маму с детской площадки. При попытке других детей приблизиться может ударить или стремится убежать.
  8. Внезапные приступы возбуждения, которые могут сопровождаться криком, бегом, хаотичными движениями, агрессией. Эпизоды появляются неожиданно и так же внезапно прекращаются.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет)

  1. неспособность или выраженные трудности в усвоении образовательной программы ДДУ
  2. стойкие нарушения поведения с агрессивностью, повышенной возбудимостью
  3. упорное фантазирование, стойкое представление себя животным или неодушевленным предметом
  4. Жестокость и агрессивность к насекомым, животным. При этом ребенок не ощущает разницы между живым и неживым (игрушкой). Может толкнуть малыша, ударить собаку, задушить хомячка, не испытывая чувства вины.
  5. Отсутствие потребности в общении с окружающими (в том числе родителями). Свои потребности ребенок в основном выражает жестами, не пользуется речью.
  6. Повторения слов, целых предложений и фраз. Ребенок заимствует текст из рекламного ролика, мультфильма, компьютерной игры и др. Повторяет услышанное (чаще последнюю фразу) или что-либо, относящееся к давнему периоду. Повторениям свойственна определенная интонация, оторванность от контекста происходящего.
  7. При укладывании спать повышается тревожность, ребенок отказывается спать в привычном месте. Расспросы и уговоры лишь увеличивают страх. Бессонница – симптом, требующий пристального внимания в любой возрастной категории.
  8. Немотивированные страхи.

Школьный возраст (с 6 до 17 лет)

  1. появление замкнутости, утеря интересов, снижение успеваемости
  2. грубые и стойкие изменения поведения, бродяжничество, агрессивность, жестокость к животным, людям, сексуальная расторможенность
  3. Появление навязчивых движений, переходящих в ритуалы. Например, прежде чем выйти из дома, ребенок дотрагивается до ручки двери, стоит на одной ноге, дергает себя за ухо и т. п. Появление однообразных движений: перебирание, скрещивание пальцев, кручение пуговицы и т. Д. Действия могут со временем усложняться, а могут исчезать и заменяться другими.
  4. Появление страха, связанного с посещением общественных мест, кружков, школы, ощущение недоброжелательного отношения и угроз со стороны окружающих без реальных причин. Важно учитывать, может ли ребёнок рассказать о причине появившегося дискомфорта.
  5. Высказывание мыслей о нежелании жить, повышенный интерес к рисункам, литературе и т.п. «похоронной тематики», нанесение самоповреждений
  6. Болезненное неприятие собственной внешности, стремление приобрести идеальные формы ценой отказа от еды, изнуряющих тренировок, потеря веса
  7. Перепады настроения, наличие как пониженного, так и чрезмерно повышенного (эйфоричного) настроения

В каждой возрастной категории резкое «изменение характера и поведения» ребенка с апатией, отгороженностью, плаксивостью или, напротив, злобностью, агрессивностью, присутствие тревоги и страха, изменение самочувствия в течение дня со сменяющимися аффектами – повод записаться на консультацию к детскому психиатру.