Профилактика жестокого обращения с детьми

«У детей можно научиться многому. Например, сколько у вас терпения»
Франклин П. Джонс

«- одевайся и пойдём гулять
— нет, не пойду гулять
— хорошо, мы останемся дома
— ааааааа
-что ты орёшь?
— я хочууу гуляяять
(диалог мамы и дочери 3 лет)

Возрастной кризис раннего детства (кризис 3-х лет) является самым сложным среди возрастных кризисов. В это время малыш становится самостоятельным («Я сам»), стремится противопоставить себя взрослым, с ним становится трудно найти общий язык.

Стремление родителей подавить угрозами, криком, а иногда и силой эти проявления не даёт результата.

  • Чтобы справиться с такими моментами, родители должны быть терпеливыми и научиться проявлять хитрость и смекалку
    Какие же проявления «Я сам» наиболее часто  можно наблюдать в этом возрасте и как   погладить с малышом:
  • негативизм (ребёнок отказывается выполнять то, что ему говорит взрослый не потому что он действительно не хочет, а потому что это исходит от взрослого. Необходимо преподнести свою просьбу/требование так, как будто ребёнок сам решил это)
  • своеволие (стремление к самостоятельности очень выраженно, малыш старается сделать все сам, но очень часто у родителей не хватает терпения, времени наблюдать и ждать пока ребёнок что-то делает, одевается, застегивает пуговицы, достаёт со стола кружку с водой и тд. И если не позволить ему этой самостоятельности, то он будет обижаться, плакать, проявлять агрессию)
  • упрямство (если малыш что-то настойчиво требует, то это не потому что он действительно хочет этого, а потому что высказал взрослому такое желание. Не нужно спорить с ребёнком, доказывая, что он не прав, можно в игровой форме переключить внимание ребёнка на что-то другое)
  • протест — бунт и деспотизм (бывает так, что все поведенческие проявления маленького человека носят протестный характер без явной поичины, проявляются агрессия, ревность, истерики.  В данном случае можно можно пойти на хитрость, взрослому начать самому делать то, что должен сделать ребёнок, при этом комментировать вслух свои действия и малыш проявит интерес и захочет сам сделать то, от чего только что отказывался. Не рекомендуется подтверждать истерику (то есть давать, на что она направлена), иначе такое поведение закрепится как естественный способ добиться желаемого).

Ещё в этот период можно наблюдать фантазирование и вымысел, направленные на защиту себя (малыш разбросал игрушки и на вопрос мамы «Почему ты так сделал? » отвечает — » приходила собачка и уронила все». В таком случае если взрослый проявит терпение, и поддержит фантазию «скажи собаке, что так делать не хорошо и нужно собрать все игрушки»,  удастся избежать конфликта и сохранить  спокойствие свое и » взрослого» малыша.